Вступление: В пылу обсуждений на форумах, какую же все же технику выбрать для рыбалки, я решил оставить свои мысли по этому поводу. Это целиком и полностью ИМХО, личное мнение и если кому то не понравиться - я даже не расстроюсь. Мы здесь все не промысловики, сомневаюсь что миллионеры, поэтому машина скорее всего будет и ещё и машиной на каждый день. Итак, поехали...
Основные критерии авто для рыбака:1. Вместительность и грузоподъемность - как ни странно, но для рыбалки нужно очень много вещей. Пусть пока ваш рыбацкий скарб не превышает китайского телескопа и коробки из под магнитолы для снастей, но мы же понимаем, что совсем скоро появиться лодка и лодочный мотор, значит к ней прибавятся 1-2 канистры под топливо, спас жилеты, якорь (вместо камушка или блина от штанги) и ещё пара "мелочей". Все вместе это в среднем 150-200 кг. Ехать куда то с лодкой на пол дня будет уже влом, поэтому едем с ночевкой и в компании. Пусть это будет 3-4 человека средней комплекции (320 кг тренированного жира). Каждый из этих людей возьмет с собой даже на 2 дня большой рюкзак, в который упакует резиновые сапоги/забродни/телепузики/вейдерсы, сменные вещи на себя любимого, теплую куртку на всякий случай, кружку, ложку, котелок, тушенку, сгущенку, макароны, картофан, дошираки, пару бутылок водки и т.д. Итого 3-4 раза по 30 кг. Итого около 120 кг.
В багажник вы так же обязательно запихнете мангал или таганок, решетку для жарки мяса, топор, бензопилу. Грамотный и опытный владелец авто обязательно закинет туда свой любимый набор инструментов, пару железяк в ЗИП, хороший трос, домкрат/хай-джек, лопату и ещё кучу совершенно полезных на его взгляд вещей. в общем ещё 50 кг минимум. Поверх всего этого будут закинуты раскладные стульчики, походная кухня/кусок тента, спальники и т.д. Отдельным пунктом там будут ящик пива (это как минимум) тубусы с удочками, каждый возьмет по рыболовному ящику (хрен оторвешь от пола). Итого мы имеем 200+320+120+50+20+20 = 730 кг полезного (или бесполезного) груза. На практике обычно получается от 400 до 1000 кг.
2. Комфорт - дороги у нас хреновые везде, даже в городе. Пробеги до любимых заветных мест редко бывают менее 100 км в одну сторону. Зачастую по гравийкам разной степени убитости и грунтовкам самой разной колейности и как апофеоз в 1-2 км совсем хреновой дороги до места табора. И это самый благоприятный вариант. На самом деле все может быть раза в 2-3 длиннее, хуже, тяжелее. Поэтому на всем протяжении маршрута, не важно, занимает дорога 2 часа или 10, пассажиры и, самое главное, водитель не должны прикрывать уши коленями, молиться об остановке, чтобы распрямить зажатые ноги, высыпать позвоночник в трусы от зубодробительных дорог, разбивать башку об потолок на ухабах, орать друг другу в ухо из-за лязга и грохота. И самое главное - водитель не должен в уме подсчитывать, во скольку ему встанет ремонт подвески. Дорога должна проходить в непринужденной обстановке хохота, веселья, обсуждения планов на выходные и неприличных анекдотов.
3. Надежность - авто рыбака не должно быть финансовым пылесосом и требовать ремонта после каждой поездки. конечно, сдуру можно сломать что угодно, но регулярная эксплуатация с указанной загрузкой и в указанных условиях не должна приносить вреда автомобилю. Двигатель должен непринужденно таскать весь этот бардак на колесах, а не напрягаться из последних сил. Ходовая часть и трансмиссия должны иметь следующие свойства - заглянул, посмотрел и, если все детали на месте, значит там все исправно.
4. Проходимость - вот этот камень преткновения надо рассмотреть подробнее. Понятно, что мы рассматриваем все же 4х4. Понятно, что в силу некоторых причин это должен быть внедорожник. Но поверьте, все внедорожники
одного класса имеют
одинаковую проходимость в стоковом состоянии. Не верьте про "легендарную" проходимость УАЗов, не верьте, что кто-то без проблем ездит по УРАЛовским колеям - это все
пиз... вранье. Частные и единичные случаи удачи, водительского мастерства или наоборот
развиздяйства халатности. Я верю, что какой нибудь местный житель на гнилом УАЗе с лысой резиной может запросто уделать на лесной дороге вполне приличного стандартного проходимца, но только по тому, что он на этой дороге каждый камушек и ямку знает и проедет оптимально с закрытыми глазами. Заведите его на свою любимую дорожку и он будет "засаживать" машину как здрасте.
Теперь поговорим, о местах куда мы ездим и подумает, а нужно ли нам куда то ещё? Ну конечно нужно... то на другом берегу травка зеленее и водка слаще, то выше/ниже по течению места лучше и рыба крупнее, то просто не хочется толкаться локтями на берегу с абсолютно незнакомым народом, а иногда и обстановку надо сменить. Но подумайте, мы живем в прекрасном месте, в радиусе 300-400 км уйма рек и речек и в каждой есть рыба. И совсем не обязательно сутки "рубиться" по бездорожью ради 2-3 хвостов на 50 грамм крупнее, чем в 20 минутах от города. Рыбалка должна приносить удовольствие, а не быть каторгой. Ну давайте с примерами:
Бугульдейка, Голоустная, Тойсук, Олха, Ушаковка - в среднем и нижнем течение доехать можно на чем угодно. Ангара вообще прямо в городе. Китой - да ради бога, Иркут - я вас умоляю, Белая - да нет проблем, что там ещё? Лена и часть её притоков - да как здрасьте. На стандартном джипе - вообще нет проблем с подъездами. А если чуть чуть подготовить? Если чуть чуть подготовить, то поездка из тяжелой становиться легкой прогулкой. Мы перестаем бояться погодных условий и увереннее чувствуем себя в лесу. Ну и конечно, теперь то мы можем проехать до заветной ямки на машине, а не переться к ней пешком 10 км через бурелом. Чувствуете, к чему я клоню? Точно - вы просто увеличиваете комфорт от рыбалки и уменьшаете время на дорогу.
Другой пограничный вариант - рыбалка там, куда ездят только местные на какой нибудь шишиге или ступе, а то и вовсе на ГТЛ-ке, ГТС-ке (гусеничный тягач легкий, средний). Посторайтесь мне поверить - проехать туда можно и на джипе. Это вопрос затраченных сил, времени и денег на подготовку джипа. Это колеса от 36" до 42-44", Из-за таких колес это будут скорее всего шведские или немецкие портальные мосты, 2 лебедки, это будет обрезанный болгаркой до прожиточного минимума кузов и уже точно не 1 000 кг полезного груза. Я спрошу напрямую - а оно вам надо? При том, что мастерство вождения такого внедорожника по затраченным усилиям, опыту и времени - это как быть ассом-истребителем на 2 мировой войне. Причем начать летать и сбивать надо было начать ещё в 1 мировую на фанерных бипланах. Без опыта хотя бы местных джиперскихъ соревнований вы засадите своего монстра в самом безобидном месте так, что его будет дешевле сжечь, чем достать. И вот как раз тогда вас объедет местный на том самом гнилом УАЗе. Причем он будет в усмерть пьян и вообще поехал "до пасеки за медовухой"
Хотите совет - если хотите рыбачить в таких местах - приедте туда на своем любимом автомобиле и наймите местных на ГТЛ-ке. В итоге выйдет дешевле, причем раза в 2.
А вот для среднего из предложенных вариантов вам будет нужен автомодиль максимально приближенный к следующим параметрам:1. Длинная или средняя база - чтобы он был вместительным.
2. Мощная рамная или лонжеронная конструкция - для грузоподьемности. Рамная конструкция предпочтительней, надежней, долговечней.
3. Двигатель с объемом от 3 литров. В идеале от 4-х. Не важно бензин это или дизель, главное это рабочий объем - большой рабочий объем сразу определяет общую надежность двигателя в целом и его тяговитость в частности. Расход топлива на доступных нам сей час автомобилях НИКАК не зависит от рабочего объема двигателя или числа цилиндров. Он зависит только от мощности двигателя, типа подачи топлива (Дизель имеет самый маленький средний расход, впрысковая бензинка будет чуть чуть больше жрать по трассе, но в 2 раза больше на бездорожье, карбовая бензинка будет жрать как слепая лошадь на всех режимах) и манеры езды водятла.
Для справки: тоетовский и ниссановкий дизеля объемом в 4,2 литра ( атмосферный 120-136 л.с , турбовый около 150-160 л/с) по трассе жрут от 10 до 13 литров при условии полной исправности и колесах не больше 35. Тоетовская V8 в 4,7 литра на 100 крузаках по трассе жрет 13-15 литров, в городе 18-20 при 240 л.с. Менее объемные моторы, что дизельные, что бензиновые жрут БОЛЬШЕ!!! Масса внедорожников практически сопоставима и вот тут объем начинает играть в пользу больших мальчиков.
4. Мощная, дешевая и простая в эксплуатации подвеска - грузоподьемность и надежность с возможностью улучшения проходимости. Здесь конечно автомобили в зависимой подвеской вне конкуренции, но и варианты с передней независимой-задней зависимой на этом этапе джиперства ещё ничуть не хуже.
Итак, что же нам осталось? Прямо на примерах моей предвзятости.
1. Нива - ну... в общем маловата она... всем бы хороша, но маловата....
2. УАЗ (любой) - очень уважаемая мной машина, трудяга, проходимец... но поехать на нем больше чем за 100 км даже по асфальту - только под страхом смерти. А с его надежностью и качеством нынешних запчастей - нет, не нужно.... Добавим сюда рессорную подвеску (+10 к грузоподьмности, -40 к комфорту, только без обид друзья)
3. UAZ PATRIOT - ну наверно да, вариант более чем подходящий... Если бы на заводе догадались бы ещё мотор туда поставить литра на 3,5-4 я бы может даже и задумался. Просто Патроводы всех убеждают, что салон больше чем у Крузака и я им даже верю, но какого хрена этот полноразмерный кузов на раме таскает движка в 2 раза меньше - я не понимаю. Либо двигатель долго не протянет, либо они не едут как должны, либо железо толщиной в бумажный лист. Хоть убейся но 2,5 тонны снаряженной массы не могут одинаково эффективно таскать 4,5-4,7 литра 210-240 коней и 2,7 литра 150 (
не ошибся???) коней. Это фантастика.
4. Ниссан Террано в 21 кузове - отличный жип, хорошие, очень надежные движки, простая конструкция, крепкая подвеска, гнилые насквозь рамы и кузова. Гнилые 9 из 10 машин. причем не просто пятнышки ржавчины - не.... пальцем насквозь кузов, отверткой насквозь рама, куда тыкать я знаю.
5. Тоета Сурф 130, 185 кузова - отличный жип, все предельно просто, надежно, вместительно, крепко... кроме модификаций с 2,5 литровым турбодизелем 2LT. Двигатель можете погуглить, это реальный геморой в 88 л.с.
6. Исузу Бигхорн, Исузу МУ, Исузу Визард, он же Опель Монтеро/Фронтера или ещё как то там, в общем различие в руле справа/слева - по суди одинаковые машины, отличаются только кузовами и размерами. Все остальные характеристики лежат в пределах погрешности +/-. Общие черты - крепкие кузова и рамы как не знаю что, очень надежные моторы, не сильно гниют, вполне удобны, в салоне слегка убоги и урбанистичны (ну мягко говоря), дороги в запчастях. Изначально Исузу работает на армию, так что выводы делайте сами. Кому то нравиться, кому то нет.
7. ММС Паджеро, он же Хюндай Галопер и рядом с ними ММС Делика (потому как на базе пыжика и сделана) - ну что сказать, я очень предвзято отношусь к пыжикам и этому есть вполне объективные причины. Сдалав очень удобный и прекрасный салон, позаботившись о замечательном внешнем виде, дав миру такую гениальную трансмиссию как СуперСелект инженеры не остановились на достигнутом и запароли к чертям машину высокотехнологичными двигателями, электроникой, короткоходной подвеской и совершенно идиотской манерой агрегатного ремонта (на предпоследнем поколении пыжиков нельзя поменять ступичные подшипники, только в сборе со ступицей... 35 000 рублей, нормально не??? и это только пример с поверхности. Тот же самый пыжик теперь не в состоянии заехать на эстакаду для ГАЗели - цепляет днищем на перегибе)
8. Американцы (все) - все хорошо, но больно дорого обслуживать при отсутствии надежности как сласса к исходу 5 года эксплуатации...
9. Тоета Ленд Крузер Прадо. Включительно по 70-й кузов - ништяк во всем, только бы не в комплекте с двигателями 22R и 2LT. Остальное - ну правда ништяк. Основной минус (и он же в определенной степени +) - узкий высокий кузов на узкой колее. Машина валкая, очень боится косогоров, но имеет 2 полноценных моста, дешева в ремонте и эксплуатации, надежна, крепка, плохо гниет, много берет на борт в 5-дверном варианте, запчастей и тюнинга - как грязи. 90-й кузов отменная машинка для рыбака, если не пытаться строить из него проходимца. Легкий тюнинг, хорошая резина на 31-32", лебедка, шноркель и он будет вас только радовать. Слабых мест изначально нет.
10. Тоета Ленд Крузер 80/105 - это одно и тоже. Да, на 105-ке более современный кузов из более тонкого металла. Все остальное - одинаковое. Машина полностью мостовая, моторы от 4,2 до 4,5 литра, с атмосферным дизелем откровенно не хватает динамики по трассе, передний редуктор - слабое место, есть вопросы к инженерам 80-ки по некоторым местам кузова. В остальном - это идеальный транспорт для рыбака. Коробки (АКПП, МКПП) и раздатки не поддаются даже идиотам, моторы выхаживают от 800 000 до 1 000 000 (да, да, мильен километров) при своевременном обслуживании и здравом смысле. Те, что не были в на дорогах европейской части России с ихней зимней химией - абсолютно не подвержены гниению. повторяю АБСОЛЮТНО!!!! если конечно машину не обдирали по каким то причинам от родного грунта и не красили кисточкой. Салон большой, у 80-к весьма аскетичный, тут зависит от модификаций, у 105 уже даже есть модификации с очень красивым. В багажник влазит абсолютно все. Если к электрике не подпускали идиотов - с ней нет проблем никогда. Узлы и агрегаты не боятся ничего и прощают многое. Самый ништяк - это фултайм 4вд. Только за это стоит инженерам поставить памятник. Запчасти любые и стоят копейки.
11. Ниссан Сафари/Патрол в 60/61 кузовах. Все вышесказанное про 80/105 справедливо для ниссанов. Превосходят крузаки в надежности переднего моста и вообще элементов трансмиссии. (т.е. у крузаков отлично, а у ниссанов вообще офуительно), двигателя - полные аналоги и так же надежны до бесконечности. На ходу ниссаны менее динамичны (чуть чуть), МКПП не слышал чтоб ломалась, АКПП - быстро дохнет в говнах, нет фултайма - это плохо, 5 из 10 гнилые почти как терраны, есть серьезные проблемы с электрикой к 20-му году жизни. Салон не смотря на внешние габариты тесный, вверху - узкий, мест для удара головой у задних пассажиров предостаточно, очень брутальный стиль и по своему красивый. Багажник уже 80-шного на 5 см, длиннее на 10 см, в варианте с высокой крышей - выше на 17 см. Снаружи кузов выглядит более агрессивно. Есть проблемы с мелкими з\ч из разряда расходников. С тюнингом проблем просто нет.
Продолжение следует....