Теперь о размере мушек. Бакленд в своем списке не зря поставил этот параметр на первое место. Если цвет и силуэт мухи в зависимости от освещенности будут в течение дня меняться (сравним dun и spinner), то размер остается прежним. Хочу еще обратить внимание на то, что имитация должна быть на размер меньше ее естественного прототипа. Размер же мушки определяется номером, а точнее - длиной крючка, на котором она связана. Например, по шкале Redditch длина стандартного крючка №12 равняться 11 мм. Мушка, связанная на этом крючке, подойдет, если на воде или в желудке рыбы превалируют насекомые длиной 12-14 мм. При выборе размера мушки рыболовы, прежде всего, принимают в расчет время года. Систематические исследования дрифта, да и опыт ловли на искусственную мушку, ориентируют нахлыстовиков на применение весной и летом средних и крупных мушек. Соответственно, чем ближе зима, тем размер мушки должен быть меньше.
Несомненно, что размер мушки будет определяться погодой и, возможно, в большей степени сезоном, так как и при дожде, и при ветре крупные приманки будут более заметны для рыбы. Несколько лет назад я довольно успешно ловил на мушки (Red Tag, Black Palmer, Black Zulu), связанные на крючках №10,8. А это было в середине ноября!
Что касается цвета мушки, то тут далеко не все просто, так как цвет (окраска) естественного насекомого во многом зависит от освещения и в течение дня может меняться. Стоит так же отметить, что цвет, воспринимаемый человеком через небольшой слой воды , в значительной мере изменяется в зависимости от глубины погружения приманки и от степени прозрачности воды, в то время как размер и силуэт остаются прежними. У многих, наверное, возникает справедливый вопрос: а при чем здесь человек, когда дело в рыбе? Но ведь именно человек выбирает мушку, и почему-то при этом ориентируется, прежде всего, на цвет. Многие, вероятно, обращали внимание на содержимое коробок нахлыстовиков. У начинающих рыболовов мушек всегда больше, чем у опытных, а их цвета охватывают все оттенки радуги. Вероятно, цвет мушек воздействует больше на человека, чем на рыбу. Но ведь до сих пор неизвестно точно, аналогично ли зрение у человека и у рыбы. Скорее всего, нет.
И все же подобрать окраску искусственной мушки помогает следующее. Естественные насекомые, чей биологический цикл связан с водной средой обитания (имитации поденок, ручейников, двукрылых и т.д.), более или менее прозрачны и для рыбы на фоне светлого неба выглядят более светлыми, нежели искусственные мушки аналогичной окраски, поэтому днем в солнечную погоду рациональнее применять светлые имитации, а утром и вечером, как и в пасмурные дни, следует остановить свой выбор на имитациях более темной окраски. Исходя из тех же соображений освещенности, логично предположить, что, чем глубже мы будем преподносить мушку рыбе, тем она должна быть темнее. Здесь опять следует вспомнить о свойствах, которыми должны обладать сухие и мокрые искусственные мушки. Вспомните, что Бакленд поставил цвет мокрых мушек на второе место, а для сухих - на четвертое. Все дело в преломлении и искажении света, возникающего при давлении мухи на поверхностную пленку воды. Понятно, что рыба просто не в состоянии определить точную расцветку сухой мушки. Вывод напрашивается сам собой: в случае применения сухих мушек мы можем менее придирчиво относиться к их расцветке.
При прочих равных условиях, когда рыба не обращает внимания на цвет, я отдаю предпочтение тем мушкам, которые лучше видны. Например, черную мокрую мушку хорошо заметно на фоне светлого песчаного дна. Сухую же мушку я предпочитаю с хорошо заметными белыми крыльями, хотя, вопреки существующему мнению, их цвет рыбам не всегда безразличен. Вечером, при взгляде против солнца, на спокойном блестящем зеркале воды хорошо будет заметна именно темная мушка. Если же ловить, стоя к солнцу спиной, то на темном фоне воды лучше видна светлая приманка.
Принцип имитации является основным в нахлыстовой ловле – еще с момента появления на свет первой искусственной мушки. Однако существуют другие тактические приемы, которые используются рыболовами в процессе ловли, и часто неосознанно. На первое место я бы поставил использование инстинкта агрессии, который отмечается у многих хищников, и прежде всего у лососевых. Последние особенно сильно проявляют свою привязанность к месту обитания и, даже не жируя, могут атаковать «непрошеного гостя», имевшего несчастье оказаться на их территории.
Второй тактический прием основан на использовании приманок, не имеющих аналогов в природе. Мы довольно успешно применяем фантазийные мушки, придавая им самые неестественные движения (например, сильная пульсация). Возможно, ненатуральная окраска (либо несуществующие в природе сочетания цветов) и «странное» поведение такой приманки вызывают у рыб интерес и мы должны допустить наличие у них чувства любопытства? Как бы то ни было, факт существования Фантазийных приманок и техники активной ловли, не имеющих ничего общего с поведением организмов в природе, говорит сам за себя.
Вернемся к основному подходу к ловле на искусственную мушку – принципу имитации. Основываясь на нем, можно довольно четко выделить еще ряд отправных моментов, которые помогут избрать правильное решение основной задачи рыболова – ловли рыбы. Нижеследующие тактические приемы сравнительно мало известны даже среди опытных нахлыстовиков. Их применение требует знания биологии, внимательных наблюдений, анализа питания рыб и интуиции рыболова.
Они основаны на следующих подходах: 1. Использование «памяти» (опыта) рыб;
2. Имитация обилия организмов;
3. Создание эффекта контраста;
4. Имитация больной жертвы;
5. Питательность или энергетическая ценность жертвы;
6. Применение обобщающей имитации.
Использование памяти рыб Эта тактика основана на наличии опыта (или памяти) к определенному кормовому организму. У рыб, питающихся какими – то конкретными насекомыми, формируется к ним довольно устойчивый интерес. Замечательно, что, чем насекомое крупнее и чем больше период его существования, тем эта «память» или связь устойчивее. Так, например, имитация майской поденки в отдельных случаях остается эффективной в течении двух недель после завершения ее биологического цикла. То же самое отмечается и в отношении майского жука при ловле на его имитацию. А ловля на нимфы, имитирующие бокоплава, в отдельных реках возможна практически круглый год. Таким образом, даже просто наличие достоверной информации (а она среди рыболовов распространяется довольно быстро), что на каком-то участке реки наблюдался массовый вылет насекомых, может сориентировать рыболова в выборе необходимой мушки. Более того, наиболее крупные и «опытные» особи при выборе корма даже учитывают свой более ранний и не очень приятный опыт встречи с рыболовами и их приманками, абсолютно игнорируя некоторые из них.
Имитация обилия организмов Наверное, каждый из нахлыстовиков оказывался в ситуации, когда по какой-то причине у него под рукой не было необходимой на данный момент мушки. В таких обстоятельствах обычно перебираешь все имеющиеся мушки подряд и, убедившись в полной их не состоятельности, покидаешь участок реки, где интенсивно жирует рыба.
Тем не менее, существует возможность перехитрить ее даже в такой ситуации, хотя это требует от рыболова большого опыта и огромного терпения. Лучшее, что можно сделать - это упорно, многократно предлагать рыбе какую-нибудь одну мушку. Речь идет о том, что рыба должна «попасть под впечатление» начавшегося выклева или брачного полета насекомых либо «решить», что какой-то организм стал доступен в огромном количестве. У англичан даже существует специальный термин – creation of hatch (имитация выклева насекомых). Несомненно, что выбор мушки при этой тактике имеет исключительное значение. Наиболее действенными должны быть мушки, имитирующие какой-нибудь присутствующий в этот момент в водоеме организм. Или же тот, которым рыба питалась незадолго до этого.
Создание эффекта контраста Во многих реках в состав дрифта входит масса различных непищевых объектов: частички различных подводных трав, водоросли и так далее. Но ни форель, ни хариус растениями не питаются. Они вынуждены выбирать добычу среди множества движущихся в воде частиц. В таких случаях перехитрить рыбу мокрой мушкой, имитирующей какую-либо личинку, достаточно сложно, так как и цветом (зеленый, бронзовый), и формой она будет очень похожа на дрейфующие частички растений. Рыбе будет трудно отделить возможный корм от несъедобных предметов. В такой ситуации рыболов может использовать мушку, имеющую ненатуральную окраску, которая будет хорошо заметна рыбам и может привлечь их внимание.
Этот тактический прием отличается от описанного выше, где мы стремились вызвать у рыбы интерес. В его основе лежит презентация приманки, которая воспринимается именно как корм, а не будет схвачена из любопытства. Такой подход целесообразно использовать при ловле в мутной воде, особенно при повышенном уровне. В этом случае оправдано применение относительно крупной приманки, так как в данных условиях она будет лучше видна.
Имитация больной жертвы Хотя этот тактический прием неплохо освоен спиннингистами, специфические особенности нахлыстовой снасти позволяют нахлыстовику точнее имитировать картину больной, и следовательно, легкой добычи. Известно, что хищники в природе выполняют важную роль по отбору и уничтожению слабых и больных организмов. Хищники узнают потенциальных жертв по неестественным движениям или поведению. Практический вывод для рыболова: мушка не всегда должна точно имитировать какой-либо организм. Иногда будет достаточно только создать впечатление больной жертвы.
Потенциальный корм рыб следует разделить на две группы организмов: мелкие (беспозвоночные) и крупные (преимущественно позвоночные). Мелкие организмы, взвешенные в толще воды, доступны независимо от того, больны они или здоровы, и их можно легко схватить. Поэтому рыбы настраиваются на поедание многочисленных мелких организмов с естественным поведением. С другой стороны, позвоночные (в основном рыбы) представляют собой достаточно трудную добычу. Поэтому хищники больше внимания обращают на тех, поведение которых неестественно. Этот тактический прием (создание впечатления больной жертвы) находится в полном противопоставлении со способом подачи имитаций беспозвоночных, но это легко объяснить, исходя из принципа доступности жертв.
Энергетическая ценность жертвы «Чем больше мушка, тем больше рыба» - говорят опытные рыболовы. И это действительно так, особенно когда речь идет о форели, голавле или щуке.
Изучение рациона форели показывает его изменение по мере роста рыбы. Например, форель мельче 15 см редко питается крупными ручейниками, особи мельче 25 см редко поедают рыбу, в меню форели крупнее 35 см редко попадают личинки мелких насекомых. Экземпляры свыше 40 см обычно интересуются крупными объектами, такими как рыбы, земноводные и т.д.
Причина таких изменений проста: более крупными организмами питаться выгоднее с точки зрения энергетики. Конечно, бывают и исключения (случается, что крупной рыбе выгоднее питаться мелким кормом), но они подтверждают это правило.
Применение обобщающей имитации
На какую мушку ловить – извечная проблема рыболова, попавшего на незнакомый водоем. Как мы уже знаем, она может решаться по–разному. Но есть еще один подход, который может выручить во многих ситуациях. Можно применить мушку, которая напоминает множество организмов. Обычно она средней величины и обладает естественной (серой, различных оттенков зеленой, бронзовой) окраской. Чем проще она связанна, тем лучше. И чем разнороднее будут ответы окружающих – имитацию какого конкретного организма представляет собой эта мушка, - тем эффектнее будет приманка.
Эти шесть приемов значительно расширяют спектр направлений поиска при подборе уловистой мушки или при встрече с трудностями технического плана (отсутствие необходимых мушек, невозможность имитировать поведение некоторых организмов из-за особенностей течения воды, глубины и т.д.). На практике эти тактические приемы дают возможность приспособиться к любым условиям. Естественно, что их эффективное применение требует от нахлыстовиков знаний биологии рыб и их потенциальных жертв. И, если рыболов желает иметь постоянно хорошие результаты, он должен ими овладеть.
Изложение этих методик как обособленных тактических вариантов вызвано лишь необходимостью изложить материал как можно более доступно. Чаще всего на рыбалке мы используем не какой-то один способ имитации, а их совокупность. Можно также использовать для ловли крупную приманку ненатуральной окраски (совокупность эффектов энергетической ценности корма и контраста) и т.п.
В принципе в каждом из описанных тактических походов можно при желании обнаружить следы всех остальных. В связи с этим хочу описать один довольно забавный и по-своему поучительный случай, происшедший на заре моей нахлыстовой юности.
Как-то на небольшой речке нам попался довольно крупный и весьма разборчивый хариус, который отказывался от любых предлагаемых ему мушек. Достаточно сказать, что соблазнить его пробовали пять человек. И тогда мой более опытный коллега начал его прикармливать, в прямом смысле этого слова, кузнечиками…. Лишь четвертое по счету насекомое вызвало атаку. Отреагировала рыба и на заброшенный вслед за кузнечиком пальмер, на который до этого она не обращала никакого внимания. До начала манипуляций моего товарища рыба питалась неизвестно чем со дна. Распробовав кузнечика, она даже поменяла тип питания. Можно лишь предположить, что оказавшиеся в воде кузнечики «напомнили» ей, что в воду в лесной речке попадают также и гусеницы, и другие съедобные штуки. Возможно, шевелящийся в воде кузнечик сформировал у рыбы ассоциации с больной жертвой. Может быть, ряд подброшенных в воду приманок сымитировал эффект обилия насекомых. Несомненно, также, что и в плане энергетической ценности кузнечик явно превосходил те микроскопические нимфы, которыми питалась рыба в момент ловли. Нельзя отрицать и то, что в плане контраста кузнечик также явно выигрывал.
Что же касается присутствия элементов тактики, основанной на применении обобщающей имитации, то здесь еще проще. Достаточно вспомнить, как выглядит и вяжется большинство имитаций кузнечиков. Тело у них представляет тот же пальмер, который рыба видит в первую очередь. Точнее глядя на мушку снизу вверх, она видит след, оставляемый ею на поверхности воды. Безусловно, вряд ли настоящему нахлыстовику придет в голову на рыбалке заниматься такой чепухой, как прикормка рыбы, и приведенный пример следует расценивать лишь как попытку нестандартного подхода к ловле на мушку. Более того, начинающим я бы посоветовал как можно чаще проводить различные эксперименты и тестировать как можно больше всевозможных мушек, и чем их набор в начале нахлыстовой карьеры будет разнообразнее, тем лучше. Рано или поздно, но приобретенный опыт сформирует чувство интуиции, и проблемы с выбором необходимой мушки будут возникать все реже и реже. Но с другой стороны, я бы не хотел, чтобы изложенный материал был воспринят как догма. Ведь ловля нахлыстом – это, прежде всего искусство, а потом уже наука. А искусство не терпит штампов. Именно поэтому, даже когда вы четко определитесь с надлежащим арсеналом, присутствие десятка самобытных, своеобразных мушек в вашей коробке предоставит вам шанс в очередной раз попытаться постичь таинства окружающего нас мира.
По материалам журнала «Нахлыст» № 1’2005